Новая реальность: участники международного бизнес-форума в Уфе обсудили переход компаний на ESG-стандарты на примере «Восточного выезда»
В Уфе состоялась дискуссия, посвященная новому тренду ESG, нацеленному на повышение прозрачности и экологичности бизнеса. Стратегия активно развивается на Западе, где к компаниям при получении финансирования предъявляют повышенные требования по социальной ответственности. Участники дискуссии пришли к выводу, что российским компаниям, если они хотят добиться устойчивого развития в меняющихся условиях, следует начинать трансформацию своих бизнес-процессов.
ESG (environmental, social, and corporate governance) расшифровывается как «экология, социальная политика и корпоративное управление». Применительно к компаниям это означает их вовлечение в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Тренд начал активно развиваться в Европе несколько лет назад. Сейчас частные инвесторы и финансовые организации все шире применяют эти требования к компаниям при выделении им финансирования.
К середине 2019 года число компаний, придерживающихся ESG-стандартов, в мире достигло 2,5 тысячи. В России эта тема только начала развиваться и стала бизнес-трендом, механизмы которого пока не закрепились. Участники дискуссии пришли к выводу, что если отечественные игроки рынка хотят устойчивого развития, им придется перестроить свои корпоративные системы. Внедрение ESG-стандартов в России участники сессии разбирали на конкретном примере. Речь идет об одном из самых важных и уникальных инвестиционных проектов Республики Башкортостан — строительстве «Восточного выезда» из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал». Его ведет «Башкирская концессионная компания», входящая в состав «ВТБ Инфраструктурного Холдинга».
«Восточный выезд» первым в России прошел проверку на соответствие требованиям пилотной программы ВЭБ.РФ — Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. Более того, этот проект получил «Золотой» уровень достижения. Особенно высоко были оценены его параметры по критериям «качество жизни», «экономика и управление» и «экология».
Отдельного упоминания заслуживают решения, подобранные «Башкирской концессионной компанией» для рационализации использования природных ресурсов. Так, например, в рамках проекта «Восточный выезд» удалось снизить удельное потребление воды на 28,2%. «Все дождевые воды, которые будут скапливаться у автомобильной дороги, будут попадать в очистные сооружения», — пояснил генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания» Асабали Закавов. Объем образуемых отходов за счет их отправки на переработку или вторичное использования будет сокращен на 20%, выбросы основных загрязняющих веществ — на 35%, а парниковых газов — на 27%.
Появление «Восточного выезда» призвано повысить уровень развития транспортно-логистического потенциала Башкортостана и стать «кирпичиком» в создании современной российской транспортной инфраструктуры. Для региона этот проект является драйвером социально-экономического развития, поскольку позволил создать новые рабочие места и дополнительную базу налоговых поступлений в бюджет, а за счет привлечения внебюджетных инвестиций — оптимизировать бюджетные расходы.
Еще одна важная функция «Восточного выезда» — разгрузка уличной дорожной сети Уфы. Она, с одной стороны, повысит качество жизни горожан, а с другой — позволит снизить вредные выбросы за счет оптимизации маршрутов транспорта. «Сегодня в обход приходится ехать час-полтора. Когда мы построим дорогу, время в пути будет занимать 10-15 минут. Вредные выбросы, парниковые газы в результате реализации проекта сократятся более чем на 30%», – анонсировал Асабали Закавов.
Предполагается, что после ввода в эксплуатацию всех объектов проекта «Восточный выезд» будет пропускать более 22 тысяч автомобилей в сутки. Эти объекты — четырехполосный тоннель протяженностью 1,2 километра, самый протяженный в Республике Башкортостан мостовой переход с эстакадой через реку Уфа (его длина составит 2,7 километра), а также «полный клеверный лист» большой транспортной развязки Федоровка — Шакша, которая соединит трассу М-5 с мостовым переходом, и 10-километровая скоростная автодорога.
Гендиректор «Башкирской концессионной компании» особо отметил, что строительство «Восточного выезда» с мостом через реку Белую откроет возможность застройки Зауфимья — а значит, создает потенциал для реализации новых инвестиционных проектов с участием представителей малого и среднего бизнеса. Контракты по ним, как уточнил Закавов, планируется заключить на сумму 5 млрд рублей.
В ближайшем будущем и другим российским компаниям, следуя примеру создателей «Восточного выезда», придется пересмотреть принципы своей деятельности с точки зрения соответствия ESG-критериям, сделали вывод участники пленарной сессии.
Директор блока агента правительства РФ, Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Вадим Таркин выразил уверенность в том, что ESG – уже не тренд, а новая реальность на следующие десятилетия. «Нам необходимо двигаться в этом направлении. Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ в своей стратегии до 2030 года прямо обозначила значимость компонентов ESG. И это реализуется через зеленую таксономию, через внедрение принципов ведения бизнеса», – рассказал он.
Вместе с тем эксперт признал, что в финансовых кругах до сих пор не могут определиться, какое содержание вкладывать в понятие ESG из-за отсутствия общепринятых стандартов. В 2009 году были созданы стандарты для измерения социальных и экологических последствий инвестиций — IRIS (The Impact Reporting and Investment Standards), которые поддержали ведущие инвесторы. Они включают три аспекта — экономику и управление проектом, его влияние на качество жизни, а также экология и климат.
«Если принимать решение инвестиционного характера (а сейчас мы видим, что ESG-фонды и объем инвестиций в ESG-активы демонстрируют потрясающий рост), получение инфраструктурным проектом такой оценки будет свидетельствовать не только о его финансовых показателях и качестве с экономической и управленческой точки зрения, но и о том, насколько этот проект захеджировал риски, связанные с экологической и климатической повесткой», – отметил Вадим Таркин.
Это мнение разделяет и директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Иван Чебесков. «Мы все пришли к осознанию, что эра углеводоров с нами не навсегда. Потребление нефти и газа будет снижаться из-за того, что мир нацелен на сокращение парникового эффекта, чтобы замедлить потепление земли. Потребуются усилия по перестройке экономики, созданию соответствующей инфраструктуры. Президент дал поручение достичь углеродной нейтральности РФ к 2060 году. Правительство РФ утвердило стратегию по низкоуглеродному развитию», — напомнил он.
Впрочем, некоторые компании до сих пор не верят в ESG, считая, что это всего лишь некая преходящая мода. Однако банки с каждым годом ужесточают требования для выделения финансирования, поэтому будет оптимальным включать принципы ESG в свою стратегию развития, предупредил Антон Князев.
«Даже если компания не поставляет товары в Евросоюз, еще не значит, что вы можете не выполнять трансформацию. Вы можете быть контрагентом компании, которая этим требованиям должна соответствовать. Чтобы не снизить свой рейтинг, она вынуждена цепочки поставщиков приводить в соответствие с требованиями устойчивого развития. Если вы не отвечаете требованиям устойчивого развития, вас поменяют на поставщика, который этим критериям отвечает», — подчеркнул гендиректор ООО «Экспертная компания Аксиома».
По оценке Князева, многие компании рискуют из-за несоответствия ESG-требованиям выпасть из цепочки поставщиков — и этот риск будет расти по мере повышения запроса на прозрачность деятельности: со временем в финансовой отчетности придется отражать и структуру управления, и периодичность обсуждения ESG-повестки.
Уже сейчас российское правительство разрабатывает план реализации стратегии по развитию ESG-стандартов в РФ и изучает возможные меры государственной поддержки компаний, которые готовы этим стандартам соответствовать, сообщила Татьяна Радченко. Она отметила, что в других странах компании, желающие получить финансирование для своих проектов, должны представить расчеты углеродного следа от их возможной реализации.
«Это в первую очередь углеродоемкие проекты или проекты, связанные с большими выбросами углекислого газа — например, по сжиганию мусора. Если они соответствуют критериям по углеродному следу, проекты согласовываются и получают дополнительное финансирование в крупных инвестфондах Европы», — рассказала Радченко.
По ее словам, существуют утвержденные стандарты расчета углеродного следа, позволяющие учитывать выбросы с этапа сооружения до окончания эксплуатации объекта. Такие механизмы будут внедряться и в России, отметила первый вице-президент фонда «Центр стратегических разработок».
Драйверами внедрения ESG-стандартов являются международные организации, правительства, инвесторы, общество и потребители в целом, подчеркнула Ирина Нечаева.
«Среди мер, способствующих внедрению ESG и достижению целей устойчивого развития, я бы поставила на одно из первых мест введение вопросов устойчивого развития в учебные программы, чтобы эта информация доходила до конечного потребителя», — заявила она на сессии.
Справочно
Форум «Международная неделя бизнеса — 2021: инвестиции в будущее» проходит в Уфе 15-18 декабря при участии представителей региональной и федеральной власти, экспертов и предпринимателей из разных стран. Сессии и пленарные заседания, включенные в программу форума, посвящены актуальным вопросам развития бизнеса — привлечению инвестиций, выходу производителей на экспортные рынки, механизмам продвижения и повышения эффективности бизнеса, экологичности производства, применению современных технологий (в том числе беспилотных) и др. В рамках форума состоятся церемонии вручения наград в различных сферах бизнеса. На полях мероприятия запланированы деловые встречи и подписание соглашений.
Новый выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» (Восточный выезд) – уникальный объект капитального строительства в транспортной системе России, в частности, Приволжского федерального округа и Республики Башкортостан. Проект реализуется в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2017 году между Правительством Республики Башкортостан (концедент) и ООО «Башкирская концессионная компания» (концессионер). Акционерами ООО «Башкирская концессионная компания» являются ВТБ Инфраструктурный Холдинг и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group. Группа ВТБ также финансирует строительство объекта в качестве одного из старших кредиторов. Генеральный подрядчик проекта – ООО «Лимакмаращавтодороги». Концессионное соглашение предусматривает завершение строительства автодорожного тоннеля, строительство мостового перехода через р. Уфа и скоростной автомобильной дороги, а также создание автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Ввод объекта в эксплуатацию запланирован в 2024 году.